Общеобразовательная школа при  Генеральном консульстве

                                                              Российской Федерации в г. Ченнаи, Республика Индия                          

                            Нескучная школа развития и воспитания                        

              Ориентир по сайту         

Хорошее начало: основы проектной деятельности

 

ПРОЕКТНОЕ БЮРО: ЗАНЯТИЯ

в начальных классах, работающих по ФГОС НОО

Программа курса "Основы проектной деятельности" разработана с учетом работы в разновозрастных классах и соостоит из трех подпрограмм:

тренинг, исследовательская практика, мониторинг. Программа формирует и

развивает базовые компетентности исследовательской деятельности,

является основой для организации проектной деятельности на последующих

ступенях обучения, учит ребенка ориентироваться в незнакомой ситуации.

 

Конкретные цели Программы:

         

          1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного

      обучения, его самореализации и рефлексии через проживание "ситуации успеха": не на словах,

      а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать

      различные проблемные ситуациии; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада,

      а также личностного роста в процессе выполнения проектной задачи (задания).

          2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения

      результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения

      творческих заданий.

          3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять

      проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить

      наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить

      гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.)

         

          В настоящее время в теории и практике образования определилась отличительная

      особенность проектного подхода, так называемый "способностный" подход.

          В начальной школе закладывается основа развития исследовательских способностей

      учащихся. Дети овладевают различными УУД: видеть проблему; ставить вопросы; выдвигать

      гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить

      эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты

      собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

         

          В разновозрастной группе формирование исследовательских навыков ускоряется, т.к.  

      появляется возможность получить поддержку более взрослого товарища; материал

      повторяется, усложняясь от проектной задачи к самостоятельной работе над проектом. 

 

  Фрагменты занятий

          Подпрограмма "Тренинг" дает возможность детям в игровой форме (ролевые игры)

      овладеть необходимыми для исследовательской деятельности ЗУН.

 

Примеры заданий, которые развивают умение видеть проблему

(Разработаны учителем нач. классов Л.Л. Скомороховой - "Лучший учитель России")

 

         1. Задание "Посмотрите на мир чужими глазами"

      Ребенку необходимо измениь собственную точку зрения. Например, предлагается ситуация:

      "В школе "эпидемия" - все играют в космических пришельцев...". Необходимо продолжить

      рассказ, оценив ситуацию с точки зрения учителя, директора школы, ученика, одного из

      космических пришельцев.

          Ситуаций может быть много. Важно, чтобы дети были раскованны, отвечали смело.

      Учителю необходимо отмечать наиболее яркие, оригинальны ответы.

         

          2. Задание "составь рассказ от имени другого персонажа"

       "Представь себе, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате, камешком на

      дороге, животным, человекм определенной профессии. Опиши один день этой воображаемой

      жизни". Учитель поощряет интересные ответы, отмечает неожиданные повороты сюжетной

      линии, свидетельствующие о глубине проникновения ребенком в непривычный для него образ.

         

        3. Задание "Составь рассказ, исползуя данную концовку"

      При выполнении этого задания детям дают возможность сначала хорошо подумать, что могло

      закончиться так. В первую очередь оцениваются логичность и оригинальность изложения:

      "... И тут прозвенел звонок"; "Котенок так и сидел на дереве" и т.д.

       

        4. Метод шести думательных шляп

       Эта методика разработана известным психологом Эдвардом де Боно. Для того, чтобы

      научиться творчески решать задачи, он предлагает не пытаться сделать все сразу, а

      выполнять по одному мыслительному действию за один раз. При этом надо мысленно снимать

      и одевать разные шляпы. Каждый цвет шляпы несет в себе определенную роль. Надев ее,

      человек начинает рассматривать проблему с точки зрения, предписанной каждой шляпе.

      - Белая шляпа - факты, цифры, информация. Какой информацией мы располагаем? Какая

      информация необходима?

     - Красная шляпа - эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу

      данной проблемы?

     - Черная шляпа - осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает

      ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

     - Желтая шляпа - преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит

      ли это делать?

     - Синяя шляпа - размышление о сути. Контроль над мыслительным процессом. Подведение

      итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение

      программы мышления в данной ситуации.

      Пример работы по данной методике - разработка дня-праздника, подготовка выпуска

      школьной газеты и т.д.

 

        5. Задание "Сколько значений у предмета?"

      Предлагается какой-нибудь хорошо знакомый детям предмет (карандаш, кирпич, мел...).

      Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования

      этого предмета.

         

        Подпрограмма "Исследовательская практика"

        Задание № 5, только наоборот!

     Найдите в окружающем нас мире предметы, в основе которых лежит одна из геометрических

      фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), докажите это своим пояснением.

Игра "Наблюдайка" - 2014 год

Сначала ищем предметы самостоятельно, затем к поиску присоединяются родители...

      

скачать>>

        Памятка для учителей

        Как организовать исследование

скачать>>

          Памятка для родителей

           Организация исследовательской деятельности ребенка

 

скачать>>

  Памятка для учащегося

Материалы для младших школьников

по самостоятельной исследовательской практике

    

             Вернуться на стр. Наши проекты >>>

Дата последнего обновления страницы 24.01.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»