|
Внеурочная деятельность |
|
НАМ ВАЖНО
не только то, чем занимаются дети и в какую деятельность они включены, но и какие отношения между ними возникают, какие нормы и ценности рождаются в коллективе, какие идеи обсуждаются.
Нужны такие формы работы, школьные объединения, клубы, творческие мастерские, в которых нет жесткой регламентации, заорганизованности, и где царила бы кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной инициативой, творчеством и ПОЗНАНИЕМ. |
ИЗ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Принцип непрерывности образования и воспитания предусматривает связь не только всех ступеней образования в школе, но и всех субъектов образовательной системы в единое целое.
Интеграция урочной и внеурочой деятельности - отличительная особенность организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО в школе.
ВД представлена моделью внеурочной деятельности "Город мастеров, или детский коллектив на пути к Мечте" (оптимизационная модель, комбинированная схема).
"Город Мастеров" является основой воспитательной системы школы, организует школьную жизнь. Внеурочная деятельность в Городе Мастеров выстраивается как социальный школьный проект по принципу сюжетно-эмитационной ролевой игры.
Координирующую роль организации ВД выполняет директор школы. Он организует ОП, оптимальный для развития личности каждого ребенка; организует систему отношений через разнообразные формы, в том числе, через органы самоуправления - Совет разновозрастной детской организации; организует социально значимую, творческую деятельность детей и взрослых (родителей, педагогов, работников загранучреждения, высказавших желание сотрудничать).
Преимущества модели:
в реализации принимают участие все имеющиеся педагогические работники ОУ;
наиболее эффективно позволяет организовать деятельность детей после уроков;
рассчитана на разновозрастную группу учащихся; способна "выжить" и легко трансформироваться в условиях меняющегося коллектива;
минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность; создание единого образовательного пространства и методического пространства в школе.
Практическая деятельность педагогического коллектива - создание научно-методических условий, материально-технической базы; развитие и совершенствование ресурсных образовательных центров и творческих мастерских для обеспечения повышения уровня познавательной и творческой активности, гражданственности и патриотизма у обучающихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в рамках модели "Город Мастеров "
Компонент
организации ВД |
Содержание компонента |
Условия |
- Начальная школа при ГК РФ в г. Ченнаи - единственный образовательный и досуговый центр для российских детей;
- жаркий и влажный климат страны пребывания;
- малокомплектные классы, разновозрастный детский коллектив;
- частая смена педагогического состава и ученического коллектва;
- разный уровень квалификации педагогических кадров. |
Подходы |
Расширение школьной инфраструктуры за счет:
- привлечения к ВД всех педагогических работников;
- вовлечения в работу родителей и сотрудников Генконсульства;
- постоянного функционирования образовательных ресурсных центров: библиотеки, кабинета-музея, видеотеки, уголка информационного обеспечения;
- тесного сотрудничества с Российским центром науки и культуры;
- использования информационных, материально-технических и кадровых ресурсов микросоциума - Генконсульства РФ;
- активной деятельности всех участников образовательного процесса в разновозрастных творческих мастерских. |
Цели |
Способствовать личностному становлению учащихся, развитию их
познавательных и творческих способностей, реализации в различных видах
деятельности.
Способствовать формированию коллективно-распределенной деятельности в детских коллективах (научиться действовать, принимать
самостоятельные решения, работать в коллективе).
Проводить организационную, психолого-педагогическую подготовку детей. |
Мотивация |
- Переход системы образования на системно-деятельностную парадигму.
- Приоритет задач духовно-нравственного развития личности.
- Усиление воспитательного потенциала школы. |
Содержание |
- ВД организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
- Проектная деятельность - как содержательный ориентир при разработке и построении программ. |
Программы
(тематические) |
Проект "Нескучная школа для детей и взрослых" включает в себя программы: "Досуг", "Общение", "Здоровье", "Семья", "Милосердие", "Наш общий дом". Направлены на создание общности единомышленников. |
Деятельностное
пространство |
ВД включает следующие виды деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество(социально преобразующая деятельность);
7) трудовая деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) экскурсионная и туристско-краеведческая деятельность |
Воспитательные комплексы |
- Район общения (Общность людей в Городе Мастеров).
- Деловой район - система творческих мастерских и ресурсных центров.
- "Орнжевая речка" - река действия: коллективные творческие дела.
- Культурная практика. |
Воспитательнные комплексы:
Деловой
район |
- Клуб "Я гражданин России".
- Проектное бюро.
- Экскурсионное бюро.
- Редакция "Словоград".
- Мастерская "Фантазия цвета".
- Игровая комната (обучение английскому языку).
- Мастерская "Крепи здоровье".
- Мастерская "Умелые ручки" (клуб родительской поддержки). |
Воспитательные
комплексы:
КТД - коллективные
творческие
дела |
"Оранжевая речка" - река коллективных действий, где ОСТРОВ ФАНТАЗЕРОВ - остров идей и планирования;
ОСТРОВ МАСТЕРОВ - остров репетиций: поем, играем, танцуем, читаем...
ОСТРОВ ХУДОЖНИКОВ - остров оформителей: рисуем, клеим, шьем...
ОСТРОВ УСПЕХА И РАДОСТИ - остров праздников, турниров, конкурсов. |
Воспитательные
комплексы:
Культурная
практика |
Организуемое всеми участниками ОП событие: дни-праздники, выставки детских достижений, презентации проектной деятельности, круглые столы, просмотры-обсуждения фильмов и др. |
|
Эти блоки - культурное пространство школы за рамками учебных занятий, в котором дети могут удовлетворить свои индивидуальные интересы, потребности в творчестве и фантазии. |
Требования
к воспитательной
комплексам |
Целеноправленность, недопустимость формализма, высокая культура в содержании, в общении и в организации деятельности. |
Технологии |
- Проектная деятельность
- Дифференциация по интересам;
- Информационные и коммуникационные технологии
- Игровые технологии
- Обучение на основе "учебных ситуаций"
- Социально-воспитательные технологии
- Технология саморазвития личности учащегося
- Природосообразные технологии |
Средства |
Воспитательная среда: пространства занятий и игры. Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы; для поиска информации и др. |
Диагностика |
Объективные сведения о школьнике и коллективе, в котором он
развивается. |
Результаты
и эффекты
ВД |
Первый уровень: школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)
Второй уровень: школьник ценит общественную жизнь (2-3 класс)
Третий уровень: школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) |
скачать |
Модель внеурочной деятельности "Город мастеров,
или детский коллектив на пути к Мечте"
начальной общеобразовательной школы при Генеральном консульстве Российской Федерации в Ченнаи, Республика Индия |
скачать |
Презентация модели ВД "Город мастеров, или детский коллектив на пути к Мечте"
начальной общеобразовательной школы
при Генеральном консульстве Российской Федерации в Ченнаи, Республика Индия |
скачать |
Концепция воспитания и основные положения
реализации воспитательной системы "Образ"
начальной общеобразовательной школы при Генеральном консульстве Российской Федерации в Ченнаи, Республика Индия | |
|
| | |