|
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА
НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
«Самым главным в формировании портфолио является не портфолио, как таковое, а так называемый «портфолио-процесс» -
совокупность процесса обучения и учения. Сам же портфолио получается как побочный продукт этого процесса». (В. Загвоздкин)
Традиционно в начальной школе формировался портфолио как сборник творческих работ ученика или «Творческий портфолио»,
сегодня портфолио в школе – это «Портфель достижений» и не только творческих, но и... |
В современной системе образования портфолио понимают как:
1) сборник материалов, самостоятельно отобранных ребенком для демонстрации своих достижений – портфолио-портфель;
2) процесс и мероприятия, построенные вокруг сбора работ и формирования сборника – портфолио-работа.
Работа с портфолио поощряет активность и самостоятельность обучающихся, расширяет их возможности обучения и самообучения. Материалы о динамике в достижении образовательных результатов позволяют учителям и семье лучше понять его интересы, зону ближайшего развития, формируют у ребенка установку на успешность.
В начале работы с портфолио необходимо понять и четко сформулировать, для чего и с какой целью мы будем формировать портфолио. Мы – это школьники, учителя и семья.
Портфолио как портфель - инструмент для достижения какого-то конкретного образовательного результата и для отражения этого результата. Это влияет…
Во-первых, на критерии отбора семьей работ в портфолио.
Во-вторых, семья будет понимать, какие именно навыки или умения должны быть сформированы, что контролировать в процессе учения и обучения.
В-третьих, результаты, которые отражаются в портфолио, должны быть представлены учителем в структуре заданий проверочных и контрольных работ.
И четвертое. Чтобы ребенок мог достичь намеченного образовательного результата, учитель должен отразить это в учебном плане и планировании, определив способы достижения желаемого.
Портфолио как работа – методики, подходы, организационные модели, которые сопровождают формирование этого документа.
Направления работы:
- систематическая работа с портфолио, его анализ и обсуждение;
- повышение уровня осознанности работы с портфолио (осознанность действий);
- формирование внутреннего учебного плана ребенка (должен исправить…что.. когда.. );
- соотнести свои успех с требованиями стандарта, успехами своих сверстников (создание определенной конкурентной среды и личные выводы).
Портфолио-работа, выстроенная вокруг сбора материалов, дает возможность использовать индивидуальные методы обучения, оценить их эффективность.
Возможности портфолио
Можно продемострировать сложные, интегрированные результаты образования (каких результатов ребенок достигает в работе с открытой информацией, как развиваются коммуникативные способности ребенка и др.)
Портфолио может использоваться при демонстрации ребенком своих учебных и внеучебных интересов, возможностей и предпочтений.
Портфолио во многом отражает потребности ФГОС НОО в совершенно новых формах оценивания (например, для оценки метапредметных результатов, связанных с различными формами самоконтроля, самооценки, самоанализа; может демонстрировать образцы овладения исследовательской проектной деятельностью и др.).
Вывод. Существенное преимущество портфолио: предметом оценки последующего совершенствования ребенка являются не только предметные достижения обучающихся, но также метапредметные и личностные результаты.
О роли портфолио ученика в повседневной работе учителя
|
Учителю важно сформулировать для себя простые и ясные цели работы с учащимися по формированию портфолио:
- добиться прогресса ребенка в самооценке;
- поддержать склонность ребенка к систематической работе и самоконтролю;
- контролировать динамику наполнения портфолио;
- развивать у ребенка способность создавать тексты самоанализа;
- научить ребенка составлять суждения;
- научить ребенка навыкам планирования и так далее. |
|
ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
«Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем». (О. Уайльд)
Портфолио педагога – набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника. |
Роль портфолио
Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «Портфолио».
Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развития, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.
Виды портфолио
Портфолио развития.
Отчетный портфолио.
Демонстрационный портфолио.
Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель.
|
Портфолио состоит из следующих разделов
• Общие сведения об учителе;
• Результаты педагогической деятельности;
• Научно-методическая деятельность;
• Внеурочная методическая деятельность;
• Учебно-материальная база.
|
Общие сведения об учителе.
Раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях.
• Фамилия, имя, отчество, год рождения;
• Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
• Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
• Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
• Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
• Наиболее значимые награды, грамоты, благодарственные письма;
• Дипломы различных конкурсов;
Другие документы по усмотрению педагога.
Результаты педагогической деятельности.
В раздел помещаются:
• Материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
• Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании: контрольных срезов знаний; участия воспитанников в школьных и городских олимпиадах, конкурсах;
• Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
• Наличие медалистов;
• Поступление в вузы по специальности и т.п.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.