Портфолио

 Общеобразовательная школа при  Генеральном консульстве

                                                              Российской Федерации в г. Ченнаи, Республика Индия                          

                            Нескучная школа развития и воспитания                        

              Ориентир по сайту         

Портфолио

 

ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА

НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

«Самым главным в формировании портфолио является не портфолио, как таковое, а так называемый «портфолио-процесс» -

совокупность процесса обучения и учения. Сам же портфолио получается как побочный продукт этого процесса». (В. Загвоздкин)

Традиционно в начальной школе формировался портфолио как сборник творческих работ ученика или «Творческий портфолио»,

сегодня портфолио в школе – это «Портфель достижений»  и не только творческих, но и...  

 

В современной системе образования портфолио понимают как:

1) сборник материалов, самостоятельно отобранных ребенком для демонстрации своих достижений – портфолио-портфель;

2) процесс и мероприятия, построенные вокруг сбора работ и формирования сборника – портфолио-работа.

 

Работа с портфолио поощряет активность и самостоятельность обучающихся, расширяет их возможности обучения и самообучения. Материалы о динамике в достижении образовательных результатов позволяют учителям и семье лучше понять его интересы, зону ближайшего развития, формируют у ребенка установку на успешность.

 

В начале работы с портфолио необходимо понять и четко сформулировать, для чего и с какой целью мы будем формировать портфолио. Мы – это школьники, учителя и семья. 

 

Портфолио как портфель - инструмент для достижения какого-то конкретного образовательного результата и для отражения этого результата. Это влияет…

Во-первых, на критерии отбора семьей работ в портфолио.

Во-вторых, семья будет понимать, какие именно навыки или умения должны быть сформированы, что контролировать в процессе учения и обучения.

В-третьих, результаты, которые отражаются в портфолио, должны быть представлены учителем в структуре заданий проверочных и контрольных работ.

И четвертое. Чтобы ребенок мог достичь намеченного образовательного результата, учитель должен отразить это в учебном плане и  планировании, определив способы достижения желаемого.

 

Портфолио как работа – методики, подходы, организационные модели, которые сопровождают формирование этого документа.

Направления работы:

- систематическая работа с портфолио, его анализ и обсуждение;

- повышение уровня осознанности работы с портфолио (осознанность действий);

- формирование внутреннего учебного плана ребенка (должен исправить…что..  когда.. );

- соотнести свои успех с требованиями стандарта, успехами своих сверстников (создание определенной конкурентной среды и личные выводы).

Портфолио-работа, выстроенная вокруг сбора материалов, дает возможность использовать индивидуальные методы обучения, оценить их эффективность.

 

Возможности портфолио

Можно продемострировать сложные, интегрированные результаты образования (каких результатов ребенок достигает в работе с открытой информацией, как развиваются коммуникативные способности ребенка и др.)

Портфолио может использоваться при демонстрации ребенком своих учебных и внеучебных интересов, возможностей и предпочтений.

Портфолио во многом отражает потребности ФГОС НОО в совершенно новых формах оценивания (например, для оценки метапредметных результатов, связанных с различными формами самоконтроля, самооценки, самоанализа; может демонстрировать образцы овладения исследовательской проектной деятельностью и др.). 

Вывод. Существенное преимущество портфолио: предметом оценки последующего совершенствования ребенка являются не только предметные достижения обучающихся, но также метапредметные и личностные результаты.

 

О роли портфолио ученика в повседневной работе учителя

 

Учителю важно сформулировать для себя простые и ясные цели работы с учащимися по формированию портфолио:

- добиться прогресса ребенка в самооценке;

- поддержать склонность ребенка к систематической работе и самоконтролю;

- контролировать динамику наполнения портфолио;

- развивать у ребенка способность создавать тексты самоанализа;

- научить ребенка составлять суждения;

 - научить ребенка навыкам планирования и так далее.

                                                                                                                                                       

      

ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ

КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

«Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем». (О. Уайльд)

Портфолио педагога – набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

 

Роль портфолио

Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «Портфолио».

Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развития, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.

 

Виды портфолио

Портфолио развития.

Отчетный портфолио.

Демонстрационный портфолио.

 

Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель.

 

Портфолио состоит из следующих разделов

• Общие сведения об учителе; 

• Результаты педагогической деятельности; 

• Научно-методическая деятельность;  

• Внеурочная методическая деятельность;

• Учебно-материальная база.

 

 

Общие сведения об учителе.

Раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях.

• Фамилия, имя, отчество, год рождения;

• Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

• Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;

• Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

• Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

• Наиболее значимые награды, грамоты, благодарственные письма; 

• Дипломы различных конкурсов;

Другие документы по усмотрению педагога.

 

Результаты педагогической деятельности. 

В раздел помещаются:

• Материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;

• Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании: контрольных срезов знаний; участия воспитанников в школьных и городских олимпиадах, конкурсах;

• Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;

• Наличие медалистов;

• Поступление в вузы по специальности и т.п.

 

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

 

Дата последнего обновления страницы 27.04.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»